Пятница, 17.05.2024, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Шпехт Е.А.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 176
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Октябрь » 25 » Развитие одаренности младших школьников, как актуальная проблема современного образования.
19:14
Развитие одаренности младших школьников, как актуальная проблема современного образования.
Развитие одаренности младших школьников, как актуальная проблема современного образования.
Шпехт Екатерина Александровна
учитель начальных классов
 ГУ «Средняя школа № 18 отдела образования акимата г.Костаная»
          Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития высокоодаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому выявление и развитие одаренности учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Школьный возраст чрезвычайно важен для формирования и развития умственной одарённости и креативности.            
        На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности.
         Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды. Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
         На сегодняшний день не решена главная проблема - как должно быть организовано обучение одаренных детей и подростков? Ученые высказывают на этот счет две точки зрения. Согласно одной из них, для обучения одаренных школьников необходимо создавать специальные классы или специальные образовательные учреждения, где учебно-воспитательную работу должны проводить специально подготовленные педагоги и психологи. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со своими сверстниками в условиях традиционного образовательного процесса, но по специальным программам. Но все единогласно считают, что необходимо обратить внимание на создание развивающей творческой среды в любом типе образовательного учреждения.
          Понимая важность развития интеллекта детей младшего школьного возраста, педагоги нашей школы на протяжении нескольких лет углубленно работают по теме «Формирование интеллектуальной культуры младших школьников» в рамках Программы работы с одаренными детьми.
          В МО учителей начальных классов школы разработана система организационно-методических мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей младших школьников, которая успешно применяется в работе с классом:
  • школьные олимпиады по предметам;
  • школьный интеллектуальный марафон «Уник Ум»;
  • факультативный курс «Уник Ум»;
  • научно-исследовательская работа;
  • участие в проекте «Источник Знаний» на Интернет-Портале «Про школу. РУ»
  • участие в дистанционных международных и республиканских олимпиадах : «Акбота», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», «Эму»;
        Творческая группа учителей начальных классов разработала и лицензировала курс «Уник Ум». Пособие представляет собой учебно-методический комплекс состоящий из программы курса, методических рекомендаций для учителя и рабочих тетрадей для учащихся. Разработанный курс «Уник-Ум» ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.
         В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, познания мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
         В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. 
       Школьный интеллектуальный марафон «Уник Ум» проводится в классе 1 раз в месяц и по параллелям 1 раз в четверть. Одна игра состоит из 8-10 туров, в которые включены задания: ребусы, шарады, анаграммы, логические задачки, игры со спичками, головоломки, кроссворды, перевертыши и т.д.
       Подготовка к научной деятельности начинается с первого класса, когда учащиеся готовят совместно с родителями рефераты, сообщения на уроки познания мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения. Сложилась традиция готовить красочные презентации. Темы программные, например: «Космос», «Животный и растительный мир Казахстана», «Писатели и поэты», «Народно-прикладное искусство». Учащиеся учатся добывать информацию, используя для этого все ресурсы: Интернет, школьную и домашнюю библиотеку, а также обмениваются энциклопедиями друг с другом.
         Результатом работы в данном направлении можно считать повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.
         Интеллектуальное воспитание личности – фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.
 Библиографический список:
1. Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 2
2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М. : Просвещение, 1984.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989 № 6.
5. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 3. - С. 3-10.
6. Интернет – ресурсы:
 http://science-education.ru/103-6277 http://talent.rsvpu.ru/metodika_dlya_prepodovateley_shkol
СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ:
Категория: Доклады, выступления | Просмотров: 891 | Добавил: Рина | Теги: проблемы современного образования | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Персональный сайт Шпехт Екатерины© 2024
Бесплатный хостинг uCoz